Статья 22314

Название статьи

ПОВЫШЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ «КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА»

Авторы

Луценко Лариса Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой технологий управления развитием образовательного учреждения и профессионального образования, Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области (Россия, г. Тула, ул. Ленина, 22), lli02@mail.ru

Индекс УДК

371.11+371.14

Аннотация

Актуальность и цели. Обозначенная в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее – Концепция) стратегическая цель развития образования в стране как повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества и каждого гражданина, предполагает выход системы образования РФ на новые рубежи. Особые требования предъявляются к деятельности руководителей образовательных учреждений и, соответственно, к системе повышения их квалификации. Цели исследования – выявление проблем в системе управления образовательным учреждением, повышения квалификации управленческих кадров; концептуальное обоснование разрешения этих проблем с учетом приоритетных задач в сфере образования, обозначенных в Концепции.
Материалы и методы. Особое внимание уделено понятийному аппарату (профессиональный статус руководителя, уровни управленческой рациональ- ности руководителя, компетентность руководителя и т.д.). Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений должно основываться на учете особенностей взрослых обучаемых и постоянном отслеживании особенностей образовательного процесса и специфики управленческой деятельности ее руководителя в изменяющихся социально-экономических условиях, т.е. динамики развития его профессионального статуса. Под «профессиональным статусом руководителя» понимается социально-исторически обусловленное, признанное в обществе и личностно присвоенное положение руководителя, связанное с совокупностью его прав и функциональных обязанностей, отражающих специфику управляемого им объекта (в данном случае – образовательного учреждения). Методологический аппарат включает системно-деятельностный, компетентностный, андрагогический, аксеологический и другие подходы.
Результаты. На основе анализа научной андрагогической литературы и с учетом управленческого опыта автора статьи, а также его опыта исследовательской и практической работы с руководителями образовательных учреждений в системе дополнительного профессионального образования выделены особенности взрослых, которые необходимо учитывать в процессе повышения квалификации управленческих кадров. Выделены уровни (типы) управленческой рациональности руководителя, основанные на этапах эволюции научного мышления и соответствующих им типах научной рациональности. Эти уровни могут выступать как в качестве критериев успешности управленческой дея- тельности руководителей сферы образования, так и для оценки достигнутого уровня компетентности в процессе повышения их квалификации.
Выводы. Повышение квалификации управленческих кадров в системе дополнительного профессионального образования должно быть нацелено на осознание руководителями сферы образования стратегических линий и тактических задач современного образования в соответствии с Концепцией, овладение ими всем спектром парадигмы управленческой рациональности и развитие способностей и готовности ее использовать, что ведет к конструктивной реализации принятых ими управленческих решений и успешному осуществлению менеджмента качества российского образования.

Ключевые слова

управление, управленческая деятельность руководителей образовательных учреждений, система повышения квалификации, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Луценко, Л. И. Учет развития профессионального статуса директора школы как основа обновления повышения его квалификации / Л. И. Луценко // Известия Тульского государственного университета. Серия «Социология и политология». – 2005. – Вып. 6. – С. 124–131.
2. Луценко, Л. И. Становление и развитие профессионального статуса директора школы: исторический аспект / Л. И. Луценко // Известия Самарского научного центра РАН. Спец. вып. «Актуальные проблемы гуманитарных наук». – 2005. – № 1. – С. 63–70.
3. Луценко, Л. И. Повышение квалификации директора школы в современных условиях / Л. И. Луценко // Известия Тульского государственного университета. Серия «Социология и политология». – 2004. – Вып. 5. – С. 76–83.
4. Луценко, Л. И. Обучение и повышение квалификации взрослых в системе не- прерывного образования / Л. И. Луценко // Известия Тульского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2012. – Вып. 1, ч. 2. – С. 306–312.
5. Луценко, Л. И. Управление образовательным учреждением в условиях информатизации общества / Л. И. Луценко // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Общественные науки. – 2012. – № 28. – С. 841–845.
6. Луценко, Л. И. К проблеме компетентностного подхода в определении целей и содержания образования / Л. И. Луценко // Известия Тульского государственного университета. Серия «Социология и политология». – 2004. – Вып. 5. – С. 69–76.
7. Сохранов, В. В. Особенности психологического тренинга и его применения в подготовке будущих управленцев / В. В. Сохранов, В. И. Проскурина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2008. – Т. 14, № 4. – С. 349–352.
8. Луценко, Л. И. Формирование коммуникативно-конфликтологической компетентности директора школы / Л. И. Луценко // Аlma mater (Вестник высшей школы). – 2004. – № 9. – С. 33–36.
9. Луценко, Л. И. Социально-психологические аспекты управления образовательным учреждением / Л. И. Луценко // Известия Тульского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2012. – Вып. 1, ч. 2. – С. 313–319.
10. Луценко, Л. И. Компетентностная модель повышения квалификации директора школы / Л. И. Луценко // Педагогика. – 2005. – № 3. – С. 61–68.

 

Дата создания: 28.01.2015 16:01
Дата обновления: 30.01.2015 10:04